Освоение бюджета отложено на зиму

13-07-2018

«Антикризисный» бюджет 2009 года исполняется неравномерно: пенсии и зарплаты платят исправно, а про инвестиции забыли

С наступлением кризиса федеральный бюджет стал «антипротестным». То есть из него были по максимуму удалены инвестиции, а финансирование социальных расходов (прежде всего пенсий) – увеличено. Но уже после уточнения бюджета министерства и ведомства усугубили дело тем, что вовсе перестали тратить положенные им по бюджетной росписи деньги на инвестиции. Произошло это в тот момент, когда помощь бюджета экономике была особенно нужна.

В ближайшее время премьер Владимир Путин проведет заседание президиума правительства, на котором подведет итоги исполнения федерального бюджета за первую половину 2009 года. Если брать в целом и среднем, получится, что казенные деньги тратили не хуже и не лучше, чем в «тучном» 2008 году: бюджет за первые шесть месяцев исполнен на 39% – отставание от темпов его освоения по сравнению с прошлым годом составило всего 2%. Во второй половине года бюджет традиционно осваивается намного лучше, чем в первой.

Но если смотреть на частности – как это будут делать участники заседания президиума правительства – то выяснится, что самые значительные по объему «невоенные» статьи бюджета, – трансферты Пенсионному фонду и бюджетам регионов и муниципалитетов, – своевременно доводятся Минфином до получателей. А федеральные целевые программы (ФЦП) – основа бюджетных инвестиций, – почти не выполняются.

По подсчетам Slon.ru, освоить удалось лишь 27% от выделенных на программы средств, что на 3% меньше, чем в 2008 году. По некоторым ФЦП, таким как «Электронная Россия», «Пожарная безопасность» или «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», освоение составило меньше 10%. Минобороны, неплохо соблюдающее в 2009 году бюджетную дисциплину в целом, освоило только 1,5% средств, выделенных по ФЦП «Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими-контрактниками».

Абсолютным же лидером по освоению средств бюджета традиционно стала ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 – 2011 годы». За полгода освоено 60% выделенных на год средств, а некоторые ведомства, участвующие в реализации этой ФЦП, умудрились потратить уже почти 100% средств.

Что касается ведомств, то хуже всех справляется с «освоением» Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники Виктора Черкесова (0,12%), а лучше всех – Служба внешней разведки Михаила Фрадкова (90,72%).

В последнее время в Белом доме и в Кремле зреет недовольство тем, как распоряжаются деньгами бюджетные посредники – госкорпорации. Многие из них, вероятно, будут менять на ФЦП. Но ведомства, исходя их приведенной статистики, работают со средствами бюджета не лучше госкорпораций.

Источник в аппарате правительства говорит, что идея о возвращении к ФЦП как к главному инструменту развития, связана с желанием Минфина обязать госкорпорации соблюдать бюджетную дисциплину, действовать по графику и не создавать на конец года слишком больших денежных «навесов», которые чреваты ускорением инфляции в начале года следующего. Тот же источник, признает, что «навесы» создают и сами чиновники: основная часть конкурсов (около 70%) по закупкам и подрядам будет проводиться ведомствами в сентябре, а значит, их оплата опять произойдет в конце декабря.

Традиция не работать в первом полугодии с бюджетными инвестициями связана с тем, что процедура «освоения» требует совершения долгих бюрократических ритуалов.

Ведомства в течение первого квартала разрабатывают конкурсную документацию, во втором – согласуют ее в ФАС, Минэкономразвития и Белым домом, потом, в августе, уходят в отпуск, и проводят конкурсы только в сентябре.

Сказывается и практика поквартального закрытия объемов выполненных работ: во втором квартале закрывают объемы на НИОКР и проектно-изыскательские работы по госконтрактам, – это самые маленькие деньги. А за реальные работы начинают платить только по итогам третьего квартала – в октябре. Часто чиновники предпочитают оплачивать объемы третьего и четвертого кварталов одновременно – в декабре – чтобы «не вставать дважды».

Но есть в этой традиции и плюсы: в правительстве уже подсчитывают возможные остатки на счетах казначейства на 1 января 2010 года и уверены, что они могут составить от 200 до 400 млрд рублей. Так что ведомства, плохо осваивающие бюджетные средства, вряд ли будут сильно ругать: не потраченные ими деньги еще пригодятся правительству в следующем году.