Инновационное развитие как составляющая экономического

15-04-2018

Видимо на первом курсе высшей школы, на парах по экономике нас учили, что достичь максимальных прибылей, при этом уменьшить затраты сырьяи рабочей силы, можно только путем инноваций в производство, переоснащением оборудования и модернизации.

Удивительно, но научно-технический прогресс в России не достигает того результата, который необходим. Хотя и является лидером среди новаторов в странах СНГ. Неизвестно, виноваты ли в этом чиновники, которые сократили финансирование научных учреждений почти на 60%, или сами ученые, которые бегут за границу (да и кто бы не ушел, если бы предложили зарплату на 200% выше). Большой потерей является также то, что патентуют русские свои изобретения за рубежом, при этом государство теряет средства, которые могли бы попасть в бюджет. Самих ученых зарубежная перспектива привлекает и тем, что в странах ЕС идет большая поддержка новаторов, поэтому для них действуют льготы.

Еще одним интересным фактором является то, что департамент статистики Госкомстата России проводит проверку уровня инновационной деятельности только малые и средние предприятия. Также, важным, и в том числе прискорбным фактом является то, что аналогичные проверки не проводятся ими в сфере науки, образования и здравоохранения. Да и проверяют они именно оснащение, а не новаторство в производстве (я имею в виду собственные научные изобретения). А наибольшая доля расходов приходится на покупку машинного оборудования.

По данным департамента статистики Госкомстата России в 2006 году увеличился спрос государства на заказ научных разработок, а в 2008 году он достиг около 50% от общих заказов. Но Россия отстает по многим показателям. Возникает вопрос, почему? Например: в странах ЕС значительная доля таких заказов приходится не на государство, а именно на бизнес. В частности, в Чехии более 50%, в Венгрии почти 50%, Франции — почти 50%, а в Германии — почти 70%.

И главная деталь: 95 государственных заказов на научные услуги приходится на учреждения, которые предлагают таких услуги, и только 4-5% приходится на вузы. О чем и свидетельствует очень низкий уровень образования в вузах.

Учитывая все вышеперечисленные факторы можно сделать вывод, что государство нерационально использует инновационный потенциал страны. И не делает конкретных шагов для смягчения законодательства в сфере инноваций.

Используя статистические данные, можно сказать не только о том, как мы хорошо работаем в данной сфере, но и определить проблематичные вопросы, которые требуют неотложного решения.

Инновационный потенциал страны может и должен способствовать выходу России из экономического кризиса. А совершенствование системы образования будет влиять на будущее развитие государства. Образование — часть культуры, поэтому нам нужно совместными усилиями следить за качеством предоставления образовательных услуг.