Российскую экономику вытащит из ямы иностранный спрос?

04-04-2019

Власти продолжают инвестировать в высокие технологии. Несмотря на кризис. И правильно делают. Но отдача будет нескоро. Пока что производим и продаем сырьевые ресурсы. В России и за рубежом. Вклад в экспорт впечатляет — 93%. В том числе нефть и газ — 65%. Так что ключевая тема — спрос. На внутренний пока рассчитывать не приходится. Производство падает. Вместе с инвестициями. Безработица растет. А вот внешний дает какие-то надежды.

Мировая экономика, похоже, потихоньку выбирается из ямы. Впереди китайцы. Следом — японцы. Американцы отстают. Но и у них, судя по всему, спад подходит к концу. В третьем квартале возможен рост на 0,7%. В четвертом — уже на 1,8%. А когда такая махина идет на подъем, она тянет за собой все остальные экономики. Что справедливо. Именно оттуда пошла финансовая зараза. Распространилась по всему миру. Пусть теперь лечат… Но для нас важней Европа. Все же почти 50% товарооборота.

Спад там продолжается. Но кое-что уже вселяет надежду. Пример — поддержка автопрома в Германии. Суть — сдаешь машину (старше 9 лет). Обязательное условие — владеешь не менее одного года. Покупаешь новую, экологически чистую. Тогда государство доплачивает 2500 евро. Программа пользуется бешеной популярностью. Поучаствовали уже 600 тысяч человек. Практичные немцы выкатили всякую рухлядь. Даже «Москвичи» с «Жигулями». Откуда только откопали… Правительству пришлось втрое увеличить бюджет проекта. Результат: рост продаж — 20% в год (рекорд десятилетия), рост заказов — 60%. Нечто подобное делают итальянцы и французы. Последние, вдобавок, активно стимулируют жилищное строительство. Выделяя 600 миллионов евро на поддержку ипотеки. Гражданам, впервые покупающим новое жилье, компенсируют всю (!) процентную ставку. Если, правда, оно сравнительно дешевое, «народное». Везде не жалеют денег на инфраструктуру. Инвестируют в дороги, мосты и т.п.

Чтобы сделать машину и поставить на ход, нужно много металла и горючего. Без них и дом не соорудишь. И тоннель не пророешь. У европейцев эти ресурсы в дефиците. А у нас — навалом. Пусть берут. Всех своим экспортом завалим.

Только не надо шалить. Зарываться. Пытаясь любой ценой оттеснить конкурентов. Особенно местных. У всех правителей сейчас нервы на пределе. Огреют антидемпингом. Без всякой жалости. В Европе. А в Китае — еще и нетарифными мерами. Быстро. Жестоко. Неотвратимо. С чем сравнить возможный эффект? В левую скулу получить от Виталия Кличко, одновременно в правую — от брата Владимира.

Процесс положительный. Хорошо бы подпереть изнутри. Поддержав экспортеров. Почему? Потому, что именно они и вытащат нас из кризиса. Больше некому. Стоило бы подумать о создании агентства по страхованию экспорта. В других странах такие конторы имеются. И давно. Чем мы хуже? Разумно воздержаться от укрепления нашей валюты. Хотя бы до окончания спада. Не сокращать рублевую выручку. Не натягивать поводья, когда ехать надо. Так, кстати, поступают китайцы со своим юанем. Причем с большим успехом. Их экономика не снижается. Растет. И довольно быстро — 6% в год… А бизнес в долгу не останется. Отблагодарит ростом производства. Рабочими местами. Налогами.

Иностранный трактор-спрос уже поблизости. За ним подъедет и отечественный. Вместе вытащат родную экономику. Когда? Специалисты считают, что будущей весной. Что недавно подтвердил один большой начальник. А другой, чуть выше, заявил, что выкарабкаемся только года через три. Кто прав? Тот, у кого больше прав. Чудно получается. Непонятно. К этому времени мировая экономика наверняка выйдет на подъем. А наша, получается, будет по-прежнему барахтаться в кризисной грязи. Почему? Хотелось бы иметь какие-то разъяснения… Есть, правда, другой вариант: чем ниже план, тем вероятнее его досрочное выполнение. Радость от быстрого выхода на траекторию роста. Поощрение от руководства. Если так, пускай пугают.