Инструменты для рывка

26-02-2019

Минпромторг и Defense News близки в оценке эффективности наших «интегрированных структур».

Решение задач опережающего развития обрабатывающих отраслей, повышение инновационного потенциала экономики напрямую затрагивают предприятия ОПК. В законопроекте о промышленной политике, разработанном Минпромторгом, им отводится отдельная глава. А в свете новой индустриализации проблема их эффективности приобретает особую актуальность.

Политические задачи и финансовые результаты

Минпромторг осуществляет единую государственную политику в отношении двух десятков интегрированных структур, сформированных в высокотехнологичных отраслях. По состоянию на 1 января в них сконцентрированы 329 предприятий и организаций. При консолидации активов и создании этих интегрированных структур (ИС) ставились следующие основные цели: формирование холдингов, сопоставимых по масштабам с основными мировыми конкурентами, концентрация возможностей компаний на прорывных направлениях, получение синергического эффекта от объединения научного, производственного и финансового потенциалов, оздоровление проблемных предприятий за счет включения их в единые структуры с лидерами отрасли.

ИС распределяются по отраслям следующим образом: в авиапроме – три, в судостроении – восемь, в радиоэлектронике – пять, в промышленности обычных вооружений – одна. К концу 2013 года в большинстве из них прошел начальный этап оптимизации – устранение дублирующих производств, продажа непрофильных активов (или покупка профильных), создание центров компетенции. ИС консолидировали 47,8 процента организаций ОПК, находившихся в 2013 году в ведении Минпромторга. По итогам 2013-го эти структуры генерировали 68,8 процента совокупной выручки, в них задействовано 52,8 процента всех работников подведомственных оборонных структур. В 2012 году аналогичные показатели составляли 44,8, 63,6 и 60,1 процента. Очевидно, что меньшей численностью персонала достигнуты более высокие параметры. Это свидетельствует о реальном росте производительности труда в масштабе всех рассматриваемых структур. В 2013 году в среднем по всем консолидированным государством компаниям Минпромторга она увеличилась по сравнению с 2012-м почти на 19 процентов – с 2,03 миллиона руб./чел. до 2,41 миллиона руб./чел. Но разброс в показателях производительности труда среди различных ИС достаточно высок, а ее уровень у нас в разы ниже, чем у зарубежных компаний сопоставимого профиля и масштаба.

Попутно необходимо отметить, что ИС в ведении Минпромторга крайне неоднородны и по другим характеристикам, в том числе вкладу в совокупный результат 2013 года. Масштаб деятельности компаний, оцениваемый по объему выручки, не всегда является свидетельством эффективности. Зачастую он зависит от других факторов – монопольного положения на внутреннем рынке, объемов бюджетного финансирования по оборонзаказу или федеральным целевым программам, использования в отношении компании мер господдержки (субсидирования производства или спроса, госзаказа на гражданскую продукцию и т. п.).

Необходимо отметить позитивную динамику финансовых показателей в целом по рассматриваемым структурам. Так, совокупная выручка ИС в 2013 году выросла по сравнению с 2011-м в два раза и достигла 1,386 триллиона рублей. Это почти на треть больше, чем в 2012-м. У большинства компаний отмечается устойчивая положительная динамика ежегодного роста выручки. Абсолютными лидерами по этому показателю стали небольшие по масштабам деятельности холдинги судостроительной промышленности. Так, концерны «Океанприбор» и «МПО – Гидроприбор» за два года увеличили объемы выпуска товарной продукции более чем в три раза, НПО «Аврора» и Центр технологии судостроения и судоремонта (ЦТСС) – в два с половиной.

Из крупных компаний близкую динамику роста выручки продемонстрировали «Вертолеты России»: с 2011 по 2013 год – в 1,4 раза. Необходимо отметить и корпорацию «Тактическое ракетное вооружение» (ТРВ), в состав которой в минувшем году влился субхолдинг «Военно-промышленная корпорация «НПО машиностроения». Это позволило превзойти результат 2012 года в 1,3 раза.

Наиболее высокие в абсолютном выражении значения чистой прибыли достигнуты ОАО «Корпорация ТРВ» (4,3 млрд) и ОАО «Вертолеты России» (1,9 млрд руб.). Последнее стало абсолютным лидером по рентабельности продаж – 11,7 процента. Близкие результаты у холдинга «Океанприбор» (8,3%) и ЦТСС (10,1%). Проведенный анализ показывает, что по этому показателю существенного разрыва с зарубежными конкурентами у отечественных компаний нет. Более того, ряд ИС демонстрирует показатели рентабельности выше.

Отрицательным итогом 2013 года стало то, что почти 40 процентов выручки генерировали компании, результатом деятельности которых стал чистый убыток. К их числу относятся Объединенная авиастроительная корпорация (-10,9 млрд), Объединенная двигателестроительная корпорация (-0,6 млрд). Тем не менее по сравнению с 2012-м финансовые результаты ИС значительно улучшились, прежде всего за счет почти двукратного сокращения совокупного убытка. Сальдированная чистая прибыль увеличилась почти на 50 процентов, в абсолютном выражении – на 12 миллиардов рублей.

Оценивая конкурентоспособность компаний, уместно обратиться к авторитетному рейтингу оборонных подрядчиков американского издания «Дифенс ньюс» (Defense News). По итогам 2013 года в него, в частности, вошли «Вертолеты России», Объединенная двигателестроительная корпорация и «Тактическое ракетное вооружение».

Планом деятельности Минпромторга на 2013–2018 годы предусмотрено повышение качества управления ИС. Поэтому наряду с анализом финансовой деятельности была также проведена оценка корпоративного управления на основе наличия основных элементов: утвержденной стратегии развития, программ снижения издержек и сокращения непрофильных активов, комитетов по аудиту и по стратегическому планированию и т. д.

Полученные данные свидетельствуют, например, что программы сокращения издержек утверждены почти в 60 процентах ИС, планы реализации непрофильных активов – в 68,4 процента. Специальные комитеты по бюджету созданы при советах директоров 84,2 процента компаний. Но должность замруководителя по контролю над издержками производства введена менее чем в половине ИС (42,1%). По ряду из них данные об уровне корпоративного управления просто отсутствуют. У некоторых недостаточно прозрачна структура активов… Есть над чем работать. К наиболее эффективным можно отнести пять компаний: ТРВ, «Вертолеты России», НПО «Аврора», ЦТСС и Уралвагонзавод.

Синергия и господдержка

Стратегическая цель государства в ОПК – превращение научно-технологического и производственно-технического потенциала в действенный инновационный ресурс, призванный обеспечить обороноспособность страны и национальную безопасность.

Основные инструменты реализации стратегических приоритетов – целевые программы со значительным бюджетным финансированием. Каждая из них направлена на создание перспективных конкурентоспособных образцов техники. Наиболее значительный объем господдержки выделяется на исследования, разработки и технологическую модернизацию производств. Важнейший программный принцип – создание опережающего научно-технического задела. К настоящему времени разработано более 200 передовых технологий, которые применялись для повышения характеристик перспективных образцов ВВТ («Искандер», «Коалиция», «Панцирь», ЗРК С-400, системы управления тактического звена «Созвездие»). Задел, созданный по стратегическим материалам, использовался при создании двигателей для Т-50, вертолетов Ми-28Н и Ка-62, межконтинентальных стратегических ракетных комплексов и реактивных систем залпового огня. Техническое перевооружение позволит к 2016 году существенно увеличить объемы импортозамещения по машиностроительному оборудованию. Новейшие станки, в том числе с ЧПУ, уже начали поставляться для модернизации предприятий ОПК. В сфере композитных материалов к 2020 году будет разработано более 90 технологий мирового уровня. В применении редкоземельных металлов мы в тот же срок почти полностью перейдем на собственное сырье.

В 2011 году ИС в соответствии с решением правительственной комиссии подготовили программы инновационного развития. Они содержат следующие направления деятельности: формирование научно-технического задела, создание перспективной продуктовой линейки, формирование центров компетенции и специализации, техническое перевооружение предприятий, энергосбережение, повышение экологичности, управление интеллектуальной деятельностью, взаимодействие с малым и средним бизнесом.

Итоги реализации свидетельствуют о положительной динамике показателей деятельности корпораций и соответствии государственным приоритетам в научно-технической и инновационной политике. К примеру, в авиационной промышленности активно решается проблема импортозамещения, особенно вертолетных двигателей, обострившаяся вследствие кризиса на Украине.

Для синхронизации и ускорения реализации ГПВ и федеральных целевых программ Минпромторг внедрил в прошлом году принцип опережающего финансирования инвестпроектов через кредитную схему. Правительство приняло решение о предоставлении организациям ОПК субсидий на возмещение затрат по уплате процентов (№ 787 от 9 сентября 2013 года) и госгарантий (№ 785 от 6 сентября). На сегодня по кредитной схеме заключено 39 трехсторонних договоров на общую сумму 7,188 миллиарда рублей. Новый принцип реализуется через головные организации ИС. Это позволяет оптимизировать структуру производственных мощностей в процессе модернизации по технологическим цепочкам и перехода на контракты полного жизненного цикла.

В подготовленном законопроекте «О промышленной политике в РФ» Минпромторг предусмотрел норму, которая ужесточает ответственность ИС за невыполнение гособоронзаказа входящими в их состав организациями.

В соответствии с поручением президента РФ разрабатывается государственная программа развития ОПК. Ее принятие позволит повысить эффективность уже используемых механизмов и внедрять более прогрессивные подходы. Госпрограмма будет представлять собой единый комплексный инструмент планирования, объединяющий задачи, решаемые сейчас разрозненно.

Формирование крупных корпоративных структур в основном достигло поставленных целей: обеспечило концентрацию ресурсов, позволило получить синергетический эффект, оптимизировать затраты. Ведущие корпорации определяют современный облик ОПК. Но нельзя не отметить риски, сопровождающие становление ИС: рост монополизации и как следствие ослабление конкуренции, повышение цены управленческих ошибок из-за масштаба задействованных мощностей, возможность переложить на государство ущерб от неправильных решений менеджмента, усложнение организационной структуры, снижение гибкости и оперативности управленческих воздействий.

Большая часть ИС может быть отнесена к компаниям с высокой и удовлетворительной эффективностью. Вместе с тем на основе проведенного анализа мы делаем вывод, что господдержка не всегда используется эффективно, целенаправленно и приводит к ожидаемым результатам. Требуется более тщательный контроль. Важными критериями остаются качество менеджмента, уровень задолженности, издержки, прозрачность активов. Уязвимым звеном всех рассмотренных компаний является низкий уровень производительности труда в сравнении с зарубежными аналогами. Хотя необходимо учесть, что некоторые ИС с недостаточно высокой эффективностью находятся в стадии начала инвестиционных проектов, отдачи от которых и соответствующего роста показателей стоит ожидать в перспективе. Решение задач импортозамещения, приобретающих особую актуальность в сложившихся геополитических условиях, потребует резкого повышения инвестиционной активности предприятий ОПК, прежде всего в высокотехнологичных проектах. Здесь необходимы неотложные и действенные меры стимулирования.