Потребитель без прав: 20 лет закону

10-05-2018

20 лет назад, 7 февраля 1992 года, первый Президент России Б. Ельцин подписал закон «О защите прав потребителей». Увы, отстоять их до сих пор чаще всего невозможно

Нам бы Кеннеди…

По оценке Союза потребителей РФ, примерно 80% потребителей больше трёх раз в год приобретают некачественные или опасные товары и услуги.

История нашего закона разительно отличается от западного сценария, хотя начиналось всё похоже. Впервые в мире о правах потребителя заговорили в 1961 г., когда в конгрессе США Джон Кеннеди произнёс посвящённую этому вопросу речь (впрочем, уже с 1890 г. в Нью-Йорке действовала Лига покупателей). На основе этого выступления были созданы законы о защите прав потребителей многих стран. И наш — не исключение.

— Первоначально принятый в соответствии с международными стандартами, прогрессивный и реально работающий, наш закон много раз изменялся в угоду бизнес-сообществ, переделывался под давлением крупных лобби, — рассказывает Сергей Беляев, руководитель общественного объединения «Сутяжник». — Вот и получается, что на Западе, выиграв иск по защите своих прав как потребителя, вы можете обеспечить себе безбедную старость, а у нас не добьётесь даже восстановления своего здоровья! Наше государство видит своим приоритетом развитие бизнеса, а не защиту прав отдельного гражданина.

Сильнее всего за годы «дополнений и улучшений» пострадали права потребителей в области авиаперевозок, страхового и банковского дела. Там почти всегда прав сильнейший (то есть корпорации), и, даже если признаётся правота потребителя, выплаты оказываются копеечными.
Смешные деньги

По данным общества защиты прав потребителей «Резонанс», из всех обиженных российских потребителей до суда доходят лишь 10%! Сложная система судебного делопроизводства, невозможность обойтись без юриста («чайника» в суде противники запросто запутают терминами!), смешные выплаты по выигранным делам — всё это заставляет нас махнуть рукой, когда при приобретении товаров или услуг наши права оказываются нарушены. Самые громкие дела, в России закончившиеся в пользу потребителя, на Западе вызвали бы лишь улыбку. Например, рекордом юристы называют 100 тыс. руб., которые отсудил житель С.-Петербурга, сломавший зуб в заведении быстрого питания: в его салате оказался камень.

В США ту же сеть фастфуда суд обязал выплатить 640 тыс.долл. клиентке, которая обожг­лась горячим кофе. 2,85 млн и 4,023 млн долл. получили от табачных компаний две американки, заболевшие раком. Они доказали, что курильщикам предоставляли неполную или искажённую информацию о вреде табака. Около 500 долл. заплатила крупная корпорация индийцу, обнаружившему в бутылке с газировкой…презерватив. А вот москвич, сделавший аналогичную находку в бутылке с пивом, не получил ничего. Так же остались ни с чем потребители, нашедшие в купленных продуктах крысиные лапки и тараканов.

— В России доказать, что ты не сам положил таракана в еду, практически невозможно, — пояснили нам в Союзе потребителей РФ. — Кроме того, объяснить, что такое «моральный вред», до сих пор нельзя. Лишь пару лет наза­д его начали признавать с­удьи как вред. В среднем он оценивается в 5-10 тыс. руб.

Догоним ли мы Америку? Вряд ли. Наши тараканы, как и наши «сильные мира сего», вне закона.

Мнение специалиста
Михаил Аншаков
Председатель Общества защиты прав по­требителей

— Один из сильных ударов по потребителю — принятый в 2011 г. «перечень технически сложных товаров». Если раньше в него входили лишь 30% бытовой техники, то сегодня — минимум 80%. Технику из списка не примут назад в магазине. С ней вы обязаны обращаться в гарантийную мастерскую. Его срок — до 45 дней. Сделал незащищёнными потребителей закон «О техническом регулировании» 2003 г., уничтоживший ГОСТы (почему-то Белоруссия может жить по советским ГОСТам, дополняя их, а мы — нет). Выход один: нам необходимы законы, регулирующие лоббистскую деятельность. Только после их принятия можно надеяться, что важные для потребителей акты будут приниматься без давления лобби.

Мнение специалиста
Валерий Петропавловский
Председатель координационного совета Международной конфедерации обществ потребителей

— Закон «О защите прав потребителей» — это базовый акт, он не может быть единственным, стоящим на стороне потребителя документом. А у нас в стране получилось именно так. Из минусов закона на данный момент — размытые требования к маркировке продуктов питания (разрешено использовать любые, даже нечитаемые, шрифты; потребителю не говорят о количестве трансжиров, сахара и соли в 100 г, а ведь другие страны это указывают!), отсутствие контроля за исполнением судебных решений по делам потребителей (многие их выигрывают, но так и не могут заставить проигравшего исполнить решение суда).