Евросоюз защищается от кризиса фискальным пактом

20-03-2019

На саммите ЕС только что подписан международный фискальный пакт. Он призван регулировать состояние европейских бюджетов. Новое фискальное соглашение еврозоны регулирует параметры долга и дефицита. Великобритания и Чехия так и не согласились подписать соглашение о фискальном регулировании. Многие страны считают, что ЕС стоит сосредоточиться на росте, а не на экономии.

Фискальный пакт еврозоны интересен как прецедент. Страны Старого Света сумели договориться всего за несколько месяцев, но о чем? Способно ли новое соглашение застраховать Евросоюз от нового кризиса? Для этого важно понять, видим ли мы финальный вариант документа, или же в будущем он может измениться до неузнаваемости.

Пакт призван регулировать состояние европейских бюджетов. Первое и основное требование: дефицит не должен превышать «маастрихтский» уровень — 3 процента, а, так называемый «структурный» дефицит без учета выплат по долгам нужно держать ниже половины процента.

Потолок госдолга — 60 процентов от ВВП. Европейский суд имеет право штрафовать бюджетных двоечников.

«Договор подтверждает нашу приверженность экономической координации и создает инструменты, с помощью которых экономическое регулирование будет работать на всей территории еврозоны. У нас наконец-то появится монетарный союз, который способен ходить на двух ногах», — прибег к ярким образом председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей.

Очевидно, что в заявленные фискальные рамки не укладывается ни одна крупная экономика ЕС. Даже Германия, которая дефицит свела к одному проценту, накопила госдолг почти 80 процентов ВВП.

А тут еще Испания с Нидерландами опубликовали свежую статистику. Мадрид признался, что дефицит за 2011 год неожиданно вырос до 8,5 процента. Амстердам объявил, что бюджетная дыра в году наступившем достигнет 4,5 процента.

Еврокомиссия на «Голландский сюрприз» отреагировала достаточно жестко.

«Нам кажется, что именно Нидерланды всегда громко высказывались в пользу создания системы бюджетного контроля», — напомнил представитель регулятора Амадеу Альтафаж.

В такой ситуации никто даже не говорит о возможности быстрого запуска фискальный пакта. Но и нормы, прописанные на бумаге, устраивают далеко не всех. Великобритании не нравится идея ужесточения контроля и расширения полномочий властей ЕС. Но главное, Лондон отказывается вносить Брюссельское бюджетное правило в свою конституцию.

Свинью подкинула и одна из стран PIIGS — Ирландия, которая в очередной раз устроит референдум.

Если какие-то пункты из фискального пакта хотят исключить, то другие дописать. Сразу 12 стран, среди них и Великобритания, и Нидерланды, предлагают сосредоточиться на экономическом росте – ослабить контроль над рынками ради ускорения восстановления экономики.

Конечно, без стратегии роста фискальный пакт работать не будет. Но если государства, подписавшие соглашение, отодвинут фискальные проблемы на второй план, это уже прямая конфронтация с Брюсселем, который только что обзавелся солидным арсеналом экономического оружия.