Игровая индустрия не обращает внимания на кризис

15-10-2018

О кризисе сегодня говорят все, кроме геймеров. За новыми играми по-прежнему выстраиваются длинные очереди, а производители приставок и игрового ПО хвастаются, что их бизнес процветает несмотря ни на что. Однако в следующем году продажи могут пойти на спад и в этой отрасли, предупреждают наблюдатели.

В нынешний предпраздничный сезон продажи идут лучше, чем в прошлом году, радуются продавцы салонов видеоигр в Британии и США. Недостатка в спросе нет, проблема скорее в поставщиках, которые часто не успевают обновлять ассортимент. Впрочем, одна перемена в поведении покупателей все же замечена, пишет британская The Guardian: они стали более придирчивыми и интересуются исключительно самыми лучшими играми. Покупать наугад никто сегодня не хочет.

Несмотря на глобальную рецессию, индустрия видео- и компьютерных игр на Западе растет: к примеру, в Британии продажи консолей в третьем квартале выросли на 15% по сравнению с прошлым годом, всего продано около 13,2 млн дисков. «Четвертый квартал будет самым лучшим в истории, продажи вырастут на 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года», — прогнозирует Дориан Блох из GfK Chart-Track.

«У нас аналогичная ситуация, — рассказал RB.ru Николай Ванин, руководитель отдела маркетинга и PR Nintendo в России. — Сейчас на носу Новый год, все ищут подарки».

Геймеры ничего не замечают

Британские аналитики говорят, что от спада игровая индустрия надежно защищена лояльной базой покупателей. «Для увлеченных геймеров новые игры — это не просто случайная покупка, это часть их жизни», — говорит Пирс Хардинг-Роллс, аналитик Screen Digest.

Но надо учитывать, что в последнее время индустрия игр значительно расширила свою аудиторию за счет новых покупателей, которые не принадлежат к прослойке увлеченных геймеров — молодых людей, привыкших чуть ли не по 18 часов в сутки проводить за игрой. Больше других здесь удалось сделать Nintendo. Сегодня, заявляют представители компании, в ее приставку Wii играет одинаковое количество мужчин и женщин, «подтягивается» и старшее поколение: больше играть стали люди в возрасте от 50 лет.

Но как раз новую аудиторию, говорят аналитики рынка, может «смыть» волна кризиса первым делом, если кошельки потребителей продолжат худеть. Именно в связи с этим маркетолог Ник Гибсон считает, что Nintendo первой пострадает от кризиса, несмотря на то, что сейчас у компании дела в порядке.

«Хардкорные» геймеры, конечно, очень лояльная аудитория, но слишком малочисленная по сравнению с остальными, — возражает Николай Ванин. — Они не делают основную массу продаж. Кроме того, нужно учитывать, что сегодня эти геймеры увлеченно играют, а завтра устраиваются на работу или заводят девушку и переходят на «казуальный» способ игры».

Другие эксперты считают, что первый удар примет на себя приставка Sony PS3: она очень дорога, и это может отпугнуть от нее покупателей.

Спокойное межсезонье

У индустрии есть еще одна особенность, благодаря которой она сейчас чувствует себя уверенно, но через некоторое время может пострадать, говорят аналитики. Дело в том, что этот рынок развивается по циклам, которые соответствуют поколениям консолей, «живущим» примерно 5-6 лет. В начале и конце каждого «жизни» каждого поколения прибыли падают, потому что ресурсы перенаправляются со старых поколений на новые, цитирует аналитиков Guardian. Наибольшую прибыль рынок получает в середине этого периода, когда производители консолей уже успели продать достаточное количество экземпляров, а производители ПО — создать достаточное количество игр для них. Cейчас отрасль находится как раз в таком «межсезонье».

В связи с этим аналитики предполагают, что стагнация настигнет индустрию игр в 2010 году, когда придет время нового цикла. «Рост продаж консоли зависит не от того, когда он появилась, а о того, когда появятся качественные игры для нее», — комментирует Николай Ванин из Nintendo. По его словам, спад продаж на рубеже поколений связан именно с этим — под новую консоль производится очень мало новых игр. Поэтому спад угрожает только тем компаниям, которые не успеют подготовить достаточное количество игр к своим новым консолям, как это было с выходом предыдущих поколений PlayStation и Xbox 360. Продукции Nintendo это не угрожает, утверждает Николай Ванин.

Большинство наблюдателей сходится на том, что в результате кризиса известные бренды перетянут на себя интерес пользователей, и новой продукции пробить себе дорогу на рынок станет сложнее. Это означает, что выбор будет меньше — зато выше качество.

Илья Зиненко