СМИ растут быстрее остальных сайтов Рунета

02-04-2018

«RUметрика» и LENTA.RU опубликовали результаты своего исследования аудитории интернет-СМИ. По данным исследования в Рунете сегодня три тысячи двести средств массовой информации. За год посещаемость TOP-100 СМИ выросла на 45%, что почти вдвое превышает самые оптимистичные оценки роста аудитории собственно Рунета, принадлежащие ComScore.

По данным этой компании, проникновение Интернета за год в России выросло на 27% — и это абсолютный рекорд для Европы. Число просмотров страниц СМИ в октябре впервые превысило миллиардный уровень. Суточная аудитория российских интернет-СМИ — 4,8 миллиона пользователей. Одновременно с этим только в последнее время появилось несколько значимых информационных стартапов, преимущественно в бизнес-секторе — BFM.RU, DailyOnline, Infox. Также следует отметить, что утвердил свои позиции формат Ленты.Ру, только в последнее время скопированный новостями KM.RU и Новотекой. Дизайн действительно показал себя как удобный и, судя по всему, является редким случаем самостоятельной российской разработки в области формы представления материала, оказавшейся удобнее западной.

Кризис помог

Сильнее всего за прошедшее время вырос агрегатор Новости@Mail.ru. По данным ресурса PolitOnline, трафикогенерация этого агрегатора на новостные ресурсы Рунета неуклонно растет — и этим он уникален: «Яндекс», например, трафикогенерацию уменьшил. Вообще, роль агрегаторов в последнее время достаточно сильно увеличилась и есть основания предполагать, что станет увеличиваться и в дальнейшем — с ростом числа СМИ.

Владислав Кочетков, пресс-секретарь «ФИНАМ», основным фактором, влияющим на рост интернет-СМИ, называет кризис. Во время экономической нестабильности люди заинтересованы в оперативном получении новостей, чтобы иметь возможность лучше ориентироваться в ситуации. Кроме того, стоит учитывать, что сейчас все стремятся экономить, что также стимулирует рост интереса к информации, представленной в Интернете, которая в основном, бесплатна.

Однако не следует переоценивать кризис: заголовок самой популярной новости октября не имеет к нему никакого отношения. В комментариях, равно как и в самой новости, такой заголовок уже не нуждается: «Назвавшийся Рюриковичем московский предприниматель потребовал у президента вернуть Кремль».

Также Владислав Кочетков отмечает рост качества интернет-СМИ, как давно существующих, так и новых: они начали предлагать более проработанные тексты. Кроме того, в онлайн-СМИ существует возможность для их обсуждения, что повышает активность пользователей, вовлеченность их в процесс работы СМИ, или, по крайней мере, создает у них такую иллюзию. Также в пользу Интернета играет то, что в нем СМИ менее скованы формальными рамками и, вследствие этого, например, начали активно говорить о кризисе достаточно давно, еще до того, как его существование было признано на уровне федеральных телеканалов.

Каждый второй читатель — москвич

Владислав Кочетков оценивает предельное отношение аудитории интернет-СМИ к аудитории Сети как таковой примерно в 60% — хотя фактически в потенциальную аудиторию СМИ, по мнению господина Кочеткова, попадают все экономически активные пользователи Интернета.

Однако сейчас аудитория интернет-СМИ, как бы она ни выросла, смещена очень явно выраженным образом. Согласно данным того же исследования «RUметрики», 41% посещений сетевых средств массовой информации осуществляется из Москвы, 12% — из Петербурга. Эти цифры показывают централизацию существенно большую, чем исследование «Яндекса», которое, впрочем, после публикации казалось явно неутешительным.

Скорее всего, предел роста по Москве и Петербургу достигнут. Новостным сайтам осталось расти в регионы. Вполне вероятно, что для этого им придется работать над созданием региональных разделов. Проблема роста заключается в том, что денег средствам массовой информации не хватает: большинство сетевых СМИ, по данным, Владислава Кочеткова — убыточные, и кризис — тот же кризис, который помог им увеличить аудиторию — никак не поможет им привлечь рекламодателя.

Николай Двас