«Атлант-Союз» может отказаться от покупки Ан-148

05-05-2018

Авиакомпания «Атлант-Союз» сменила имя — теперь она называется «Москва». Но одной смены вывески мало, перевозчик хочет также обновить свой парк. Компания задумалась о покупке партии самолетов Superjet-100, тогда как в планах значилось приобретение лайнеров Ан-148 и Ан-158.

Летом 2009 года во французском Ле-Бурже «Атлант-Союз» подписал предварительное соглашение с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) о поставке 30 лайнеров Ан-148 различных модификаций (5 в VIP-модификации ABJ, 15 Ан-148-100, 10 Ан-148-200) и 15 Ту-204СМ. Общая стоимость заказа оценивалась в 1,25 млрд долл. Поставки Ан-148 для компании должны были начаться с конца 2010 года, Ту-204 — с 2011 года.

Но сейчас реализация этого соглашения оказалась под вопросом. Еще в августе правительство Москвы (контролирует «Атлант-Союз») решило изменить параметры контракта — закупить только 26 самолетов семейства Ан-148. При этом чиновники решили отказаться от Ту-204СМ из-за того, что «не решены проблемы с организацией его производства». А мэр дал поручение провести переговоры и снизить стоимость авиационной техники. Несмотря на то что в начале сентября мэр Москвы Юрий Лужков обещал вернуться к рассмотрению покупки Ту-204СМ, никаких управленческих решений в компании с того момента принято не было.

Теперь же авиакомпания и вовсе может отказаться от покупки Ан-148. По словам источника РБК daily в авиакомпании «Москва», сейчас рассматривается вопрос о приобретении самолетов Superjet-100. Стоимость Ан-148 уже вплотную приблизилась к западным аналогам, говорит собеседник РБК daily, в то время как от «Гражданских самолетов Сухого» (производитель Superjet-100) им поступило предложение, «от которого нельзя отказаться». Авансов ИФК «Атлант-Союз» не платит, поэтому может относительно безболезненно отказаться от контракта. «Мы рассчитывали, что, став стартовым заказчиком Ту-204СМ, получим хорошие условия. Однако мы их не только не получили, но и величина контракта оказалась слишком высокой», — отметил источник.

Источник в ГСС подтвердил, что «Атлант-Союзу» направлялось предложение о приобретении около 30 самолетов SSJ-100. Официальный представитель компании не стал комментировать наличие переговоров. «ИФК уважает желание клиента рассмотреть возможные альтернативы по поставкам авиатехники, в то же время ИФК продолжает работать над совершенствованием предложений», — говорит гендиректор ИФК Александр Рубцов.

По данным РБК daily, на сегодняшний день стоимость самолета Ту-204 составляет порядка 70 млн долл. Благодаря субсидированию, с учетом лизинговых платежей она снижается до 55 млн долл. Стоимость Ан-148 составляет 25 млн долл. с НДС, с учетом лизинговых платежей — приближается к 28 млн долл. «Иркут» уже предупредил потенциальных заказчиков, что цена вырастет в ближайшее время до 27-28 млн долл. (с НДС). Для сравнения, Boeing 737-800 стоит 45 млн долл. Авиакомпания «КД авиа» ввозила А319 по 27-28 млн долл. Разумная стоимость российской техники должна составлять с учетом лизинговых платежей 22-23 млн долл., как у Embraier 175 (на 75 мест), уверены представители авиакомпаний.

Вице-президент дивизиона гражданской авиационной техники корпорации «Иркут» Владимир Смолко вчера не стал обсуждать стоимость производимых корпорацией самолетов. Ранее корпорация подготовила презентацию к правлению Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которой представители «Иркут» отмечали, что сейчас они проводят «консолидацию функций операционного управления программой Ан-148», которая предполагает снижение участия ИФК и ОАК в этом проекте.