Финансовые рельсы РЖД сходятся клином

26-08-2018

На станции Сайгатка, на вокзале, в зале ожидания возле расписания поездов, я случайно встретил президента РЖД Владимира Якунина… Увлекательное начало, но представляю, как встрепенутся жители города Чайковский, у которого единственная ж/д станция — Сайгатка. «Что за вранье?» — возмутятся они и будут правы. Владимир Иванович в этой оконечности Пермского края еще как-то мог оказаться. У него тут рельсы в три ряда, товарные поезда разгружаются, пассажирский Ижевск—Сайгатка курсирует. Но вокзал — это чересчур. Его здесь нет уже лет двадцать.

Приехав в Чайковский на поезде, я хотел было посмотреть расписание на обратный путь, но не обнаружил на станции не то что вокзала — даже будки дощатой. Через два дня, выловив расписание в интернете и явившись ранним утром на станцию, наблюдал такую картину: ожидающие посадки пассажиры уложили маленьких детей досыпать прямо на асфальт перрона, постелив курточки. Ни тебе скамеечки, ни туалета, ни стенда, рассказывающего о развитии железных дорог России, за который, в отсутствие туалета, можно было бы заглянуть.

Если местный старожил примет улучшающую память таблетку, то через десять минут он вспомнит, что построенная полвека назад станция Сайгатка многие годы энергично принимала и отправляла поезда, а с перестройкой пришла в упадок. Отменили даже поезд до областного центра, а зданием вокзала завладел какой-то банк. Потом у него еще не раз сменились хозяева, а сейчас на крыше водрузили маковку с крестом — теперь тут церковь, и можно поставить свечку за процветание РЖД.

С процветанием пока неважно. Недавно Владимир Якунин заявил, что ОАО «РЖД» не будет публиковать сведения о доходах его топ-менеджмента. Все подумали, что опять речь идет о многомиллионных зарплатах, прочитав о которых пассажир плацкартного вагона от изумления свалится с верхней полки. А может, наоборот, железнодорожное ведомство так обеднело, что его начальство стесняется своих ничтожных зарплат? Сообщил же Якунин в одном из телеинтервью, что по итогам года компанию ожидает убыток в 80 миллиардов рублей. А мы хотим скамейку да дощатую будку для Сайгатки.

В СМИ нетрудно обнаружить свежие материалы с заголовками типа «РЖД не хватает денег на строительство вокзалов». Доступ к иностранным кредитам нынче сократился, и осталась надежда на инвесторов Китая, Кореи и Сингапура. Упоминается возможная реконструкция неких 354 вокзалов, но, скорее всего, вагончик тронется, а город Чайковский останется. Останется без вокзала.

А к чему вокзал этому известному городу Пермского края? Местные люди привыкли и не жалуются. Туристический поток в город, связанный с именем великого русского композитора (Петр Ильич родился неподалеку отсюда), и без вокзала вырос с 26 до 32 тысяч человек в год. Мало того, недавно Чайковский был признан самым благоустроенным городским поселением в Пермском крае. Среди прочих критериев оценки значится «состояние транспортного обслуживания населения». То есть к асфальту на перроне претензий нет: хоть сиди на нем, хоть лежи.