Отечественный производитель снова нуждается в господдержке

17-11-2018

Как и предсказывали эксперты, после завершения программы утилизации предприятия российского автопрома столкнулись с финансовыми трудностями. Согласно недавно опубликованному отчету АвтоВАЗа, по итогам шести месяцев 2012 года чистый убыток тольяттинского автогиганта составил 2 млрд рублей. А за аналогичный период прошлого года была чистая прибыль — 469 млн рублей.

Себестоимость продукции концерна выросла с начала года на 8,2%. При этом продажи «нашей марки» за первые шесть месяцев 2012 года оказались на 14% ниже, чем за аналогичный период 2011 года. Фактически АвтоВАЗ стал жертвой… собственной модернизации. Ведь за последний год модельный ряд пополнился сразу двумя машинами — Largus и Granta.

Любопытны и другие статистические данные, содержащиеся в отчете. Так, все проданные за январь — июнь 2012 года «Лады» обошлись покупателям в 79,19 млрд рублей — это лишь 7,5% от объема российского авторынка, который составляет более 1 трлн рублей. При этом в июльском рейтинге самых продаваемых в России машин, составленном Ассоциацией европейского бизнеса, первое место занимает Lada Kalina, второе — Lada Priora, четвертое — Lada Granta.

Беда в том, что все эти машины дешевые, оттого и финансовый результат волжского автозавода на фоне конкурентов довольно скромный. Но главная проблема завода в отрицательной динамике показателей. Так, доля рынка АвтоВАЗа в первом полугодии 2012 года оказалась самой маленькой за всю историю завода. Даже в кризисном 2009 году продажи АвтоВАЗа не падали ниже 9% от общего объема рынка.

Ситуация усугубляется тем, что сложилась она на пороге новой волны экономического кризиса. Согласно недавно опубликованному отчету экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ), к началу августа 2012 года вероятность кризиса выросла до 29% против 21% тремя месяцами ранее. Правда, пока аналитики склоняются к тому, что ничего особо катастрофического в российской экономике не произойдет. К концу 2012 года, по прогнозам все той же ВШЭ, цена барреля российской нефти Urals упадет с нынешних 113 долларов до 107, а курс американской валюты вырастет с 31,8 до 32,5 рубля.

Тем не менее даже при таком развитии событий цены на российском потребительском рынке (который, как мы знаем, серьезно зависит от импорта) вырастут. В том числе неизбежно подорожают и автомобили. Стало быть, спрос на них снова придется подогревать государству? Но федеральное правительство, похоже, исчерпало весь запас возможных административных и финансовых мер еще в 2009 — 2010 годах. Сначала для россиян сделали крайне невыгодной покупку иномарок за границей, потом выделили средства на программы льготного автокредитования и утилизации…

В итоге в разы удалось увеличить продажи самых дешевых моделей Lada, в основном классического семейства. Именно при покупке этих авто условия льготных программ оказывались наиболее выгодными. Для АвтоВАЗа возможность продать столько, скажем откровенно, устаревших автомобилей была настоящей палочкой-выручалочкой. Ведь вкладываться в модернизацию производственной инфраструктуры не пришлось.

Теперь ситуация на заводе совсем иная. Выпуск Lada-2105 и 2107 свернут, а «универсал» 2104 доживает на конвейере в Ижевске последние месяцы. По данным ИжАвто, до конца 2012 года завод соберет около двух тысяч авто, после чего «классика» окончательно уйдет в историю.

Свои главные надежды АвтоВАЗ связывает с Lada Granta. С конца прошлого года их собирают в Тольятти, а в конце июля 2012 года начали выпускать и в Ижевске, где к 2014 году ежегодный объем производства этого бюджетного автомобиля планируют довести до 300 тыс. машин. Кроме того, в августе в продажу поступила версия «Гранты» с автоматической коробкой передач, что можно считать настоящей революцией в истории марки.

Совсем недавно стало известно о том, что на базе Lada Granta свою модель для России будет строить Nissan, для чего японцы специально возродят марку Datsun, ликвидированную в 1986 году. Обнародованный недавно эскиз модели под рабочим названием Datsun NKD-2196 похож на «Гранту» как две капли воды.

Впрочем, за счет своей дешевизны и вполне приемлемой для вазовских моделей надежности Lada Granta и без всякой дополнительной стимуляции пользуется хорошим спросом. Доходит до того, что дилеры Lada практически не выделяют средства на рекламу «Гранты», направляя весь бюджет на продвижение остальных моделей. При этом клиенту, желающему приобрести новинку, придется ждать как минимум до начала 2013 года.

Так как же помочь АвтоВАЗу, если за его продукцией выстроилась очередь, а конкуренция со стороны подержанных иномарок из-за рубежа устранена? Остается только один путь: «живыми» деньгами. И вот буквально на днях Минпромторг согласовал с Минфином и Минэкономразвития программу поддержки отечественного автопрома, в рамках которого планируется выделить из бюджета 29,6 млрд рублей. Средства пойдут на погашение кредитов, а также будут предоставлены в виде субсидий на модернизацию производства. Правда, с каждым годом объем финансирования будет снижаться: в 2012 году он составит 9,8 млрд рублей, в 2013 году — 7,6 млрд рублей, в 2014 году — 6,6 млрд рублей, в 2015 году — 5,6 млрд рублей.

Так что поводов для паники у АвтоВАЗа нет. Дилеры Lada также сохраняют оптимизм. По словам руководителя отдела маркетинга компании «Питер-Лада» Сергея Родина, в связи с запуском производства «Гранты» в Ижевске очереди на эту модель вскоре существенно сократятся. Более того, эксперт уверен, что грядущий кризис, как водится, таит в себе не только угрозы, но и возможности: «Я думаю, что в период финансовой нестабильности люди будут покупать автомобили, чтобы сохранить свои деньги, ведь курс рубля будет падать, а стоимость машин — постепенно расти».