Помогите с утилизацией грузовиков

15-10-2018

Минпромторг не знает, как проводить эту программу, и надеется на общественность.
На сайте Минпромторга появились анкеты, которые предлагается заполнить потенциальным участникам программы по утилизации грузовиков. Это де-факто означает, что в министерстве не до конца представляют, какой должна быть эта программа, и надеются на vox populi.

Прог
амма по утилизации грузовиков и автобусов была анонсирована еще весной, после первых убедительных сведений об успехе аналогичной программы по легковым автомобилям. Всерьез же заговорили об этом в начале лета, в надежде оперативно спроецировать опыт по легковой утилизации на грузовики и автобусы. Увы, сделать это буквально не выходит: рынок грузовиков значительно многообразнее легкового, к тому же, новой программе придется иметь дело преимущественно с юридическими лицами.Так что разрабатывать условия утилизации коммерческой техники Минпромторгу приходится фактически заново.

Как можно понять, до сих пор не определены даже базовые параметры программы. В СМИ мелькают разные цифры, единодушия у экспертов нет. Сходятся, разве что, в том, что утилизационная премия не должна быть ниже 120 000 рублей, а предельный возраст сдаваемого автомобиля – 28 лет. При этом утверждается, что документальная основа программы должна быть готова уже к сентябрю, а заработает она в самом конце года.

Вряд ли Минпромторг за полтора месяца сумеет собрать, обработать и проанализировать анкеты со своего сайта, это может затянуться на 4–5 месяцев. Так что реального старта программы не следует ожидать раньше Нового года. С одной стороны, это неплохо: в таком деле лучше обойтись без суеты и сделать выводы не только по результатам анкетирования, но и по опыту утилизации легковушек. Но с другой стороны, «грузовой» рынок нуждается в поддержке именно сейчас.

В последние месяцы производство легковых автомобилей (особенно это касается самых дешевых моделей, которые, в основном, и продаются по программе утилизации) серьезно взвинтило темп, рынок ожил. По результатам полугодия уже наметился рост – по отношению к 2009 году. Сейчас очень полезно было бы выровнять ситуацию, подняв продажи и в коммерческом сегменте. Деньги на рынке есть, продажи машин растут и без этой подпитки, но этот процесс не направлен в нужное государству русло, пущен на самотек. Утилизация же поможет сфокусироваться на двух важных задачах: поддержать отечественного производителя (это сработает и на выполнение положений «Концепции развития автопрома до 2020 года») и расчистить рынок от откровенного хлама.

Последнее предельно важно именно в отношении грузовиков. Дело в том, что срок жизни грузового автомобиля (как правило, рамного по конструкции) много больше, чем у легкового, соответственно, сейчас в эксплуатации находятся десятки и сотни тысяч машин, выпущенных более 20 лет назад. Тогда об экологических стандартах (особенно в нашей стране) представление было весьма поверхностным, кроме того, за годы эксплуатации эти машины потеряли даже тот минимальный запас экологичности, который в них вложили конструкторы. И нужно понимать, что 1% СО в выхлопе ЗиЛ-130 не равен 1% СО в «Жигулях». Массовая доля окиси углерода в первом случае будет в пять-семь раз выше! А ведь кроме СО есть ещё несгоревшие угреводороды, окислы азота, сажа… Пока мы боремся за граммы, переходя с Евро-3 на Евро-4, старые грузовики продолжают орошать атмосферу сотнями тонн вредных веществ.

В общем, с программой утилизации для коммерческого транспорта лучше не затягивать. Иначе можно натолкнуться на другую проблему: рынок сам стабилизируется, все, кому надо, обновят парки без господдержки, а государство останется в стороне и никак не решит две вышеназванные задачи.