Украинский экспресс хочет проводить испытания в России

15-08-2018

Первый украинский скоростной пассажирский поезд подходит к завершающему этапу испытаний и готовится осваивать российский рынок. Эксперты утверждают, что отечественные конкуренты Hyundai пользоваться спросом на рынке РФ не будут.

Крюковский вагонзавод подходит к завершающему этапу испытаний двухсистемного пассажирского скоростного поезда — в конце марта будет принято решение о допуске его к эксплуатационным испытаниям, то есть проверки всех характеристик поезда в режиме эксплуатации с пассажирами. После этого можно рассчитывать на то, что подвижной состав будет внесен в программу закупок «Укрзализныци».

Но эта перспектива по-прежнему остается призрачной, считают эксперты. Поэтому на заводе решили также добиваться разрешения на проведение испытаний и на территории России. Это позволит доказать возможность эксплуатировать поезд на скорости до 200 км/час (в Украине есть возможность проводить испытания только на скоростях до 160 км/час). А также обратит внимание на украинскую разработку потенциальных заказчиков из России и стран СНГ.

Испытанному верить

На прошлой неделе пресс-служба Крюковского вагоностроительного завода объявила об успешном завершении приемочных испытаний 9-вагонного скоростного пассажирского поезда повышенной комфортности.

«Комиссия решила: состав и комплектность опытного образца межрегионального двухсистемного девятивагонного электропоезда производства КВСЗ в основном соответствуют требованиям технического задания. Испытания поезда и его тележек засчитаны как приемочные. Конструкторской документации присвоена литера О1», — говорится в сообщении пресс-службы завода. Поезду присвоено имя ЭКр 1 («электропоезд крюковский первый»).

Следующим этапом станет опытная эксплуатация поезда, рассказал один из топ-менеджеров предприятия.

«Комиссия будет рассматривать вопрос о допуске поезда к эксплуатационным испытаниям 31 марта. Если такое решение примут — это будет значить, что подвижной состав готов к серийному производству», — сказал источник. Опытная эксплуатация обозначает, что поезд включается в расписание и курсирует с пассажирами согласно графику.

В «Укразлизныце» пока дают лишь уклончивые ответы на вопросы о том, будут ли закупаться крюковские поезда. «Все решит межведомственная комиссия после завершения испытаний — зависит от того, как покажет себя поезд. Лично мы готовы принимать у себя этот подвижной состав — наш новый сервисный центр (в котором обслуживаются пока 10 поездов Hyundai — Ред.) рассчитан на любой тип пассажирских поездов и может принять до 25 единиц, то есть еще 15», — сказал недавно глава «Украинской железнодорожной скоростной компании» Леонид Лобойко.

Взгляд на СНГ

Впрочем, сейчас у экспертов вообще вызывает сомнение тот факт, нужен ли подобный поезд украинским железным дорогам. Напомним, что «скоростной» корейский транспорт эксплуатируется у нас с максимальными скоростями 160 км/час. Специалисты-железнодорожники утверждают, что это максимальная скорость, на которую рассчитана отечественная железнодорожная инфраструктура.

«И дело даже не в том, что для скоростей свыше 160 км/час применяется исключительно бесстыковая технология укладки рельсов. Такая технология у нас много где используется и сейчас, и перед Евро многие участки были заменены именно такими рельсами, которые в Украине производит завод в Каховке. Но есть еще масса нюансов. Это и малые радиусы кривых, и вопросы, связанные с безопасностью», — рассказывает один из экспертов отрасли.

Он напоминает, что при эксплуатации поезда на скорости 200 км/час обязательным является строительство защитных ограждений, а также разделение пассажирского и грузового движения, поскольку нагрузку на путь они дают совершенно разную. По словам эксперта, еще до начала коммерческой эксплуатации поездов Hyundai железнодорожники провели испытания, которые показали, что 160 км/час — это пока предел для Украины. Это во многом определило впоследствии и выбор подвижного состава (в частности, решено было отказаться от поездов Pendolino фирмы Alstom, рассчитанных на 220 км/час).

Россия поможет

Но скучать в ожидании заказов от «Укрзализныци» крюковские вагоностроители явно не намерены — завод направил ходатайство «Российским железным дорогам» о проведении испытаний поезда на российских полигонах. В Украине нет специального испытательного полигона для пассажирских поездов, есть лишь отдельные участки на действующих путях, которые позволяют испытывать поезд на скоростях до 160 км/час.

«Поезд прибудет на полигон ВНИИЖТ (Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта — Авт.) в апреле-мае, будет проходить испытания на участке Москва-Санкт-Петербург на скоростях 200 км/час», — сообщил источник на предприятии.

По мнению экспертов, КВСЗ делает ставку на внешние рынки при реализации поездов серии ЭКр. Однако перспективы продажи поезда в России вызывают у них сомнения.

«В России закупкой подвижного состава занимается государственная «Федеральная пассажирская компания», которая в сегменте спальных вагонов всегда была направлена на Тверской вагоностроительный завод, а в сегменте скоростных поездов на зарубежные поезда: «Сапсан» и «Ласточка» от Siemens (Velaro и Desiro в номенклатуре производителя), а также Allegro от Alstom», — говорит старший аналитик ИГ «Арт Капитал» Алексей Андрейченко.

Он напоминает, что при этом в договоре с Siemens сначала прописывалось создание производства «Сапсанов» на территории России, а теперь стороны переориентировались на более экономный вариант «Ласточка», который вначале будет поставляться из Германии, а в конечном итоге опять-таки будет производиться в России.

«КВСЗ будет сложно конкурировать с Siemens: во первых опыт совместной работы с Siemens, во-вторых, у Siemens значительная линейка поездов, и специально для России будет поставляться поезд с пятью вагонами, который больше подходит для РЖД исходя из сегодняшней загрузки.», — говорит аналитик.

Не является пока конкурентоспособной и цена подвижного состава. По информации завода, 9-вагонный поезд будет стоить стоит порядка 25 млн долл., хоть есть планы удешевить его до 20 млн после начала серийного производства и отладки производственного процесса. Цена же «Ласточки» — пусть и 5-вагонной — около 14 млн долл. «Но России именно такие и нужны. Поэтому нам необходимо проектировать более короткие поезда, обкатывать их на украинских дорогах и снижать цену», — рассуждает эксперт «Арт Капитала».